ВВЕДЕНИЕ


Настоящие таблицы предназначены для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек детских и школьных библиотек, а также библиотек для взрослых, обслуживающих детей.

Их основная задача — раскрыть содержание документов и ресурсов, представить их в виде стройной научно обоснованной системы знаний и этим максимально облегчить читателю использование библиотечных фондов.

Таблицы ББК для детских и школьных библиотек являются неотъемлемой составной частью системы ББК, состоящей из вариантов таблиц различной степени детализации и предназначенных для библиотек разных типов. Все они построены на единых теоретических, методологических и научных принципах.



ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ББК



Философско-методологической основой ББК является классификация наук и явлений действительности, базирующаяся на принципах объективности и развития. Она выражается в определенной субординации наук согласно классификации видов материи и форм ее движения, в переходе от общего к частному, низшего к высшему, от простого к сложному. ББК включает промежуточные, переходные науки, науки, изучающие объект на определенном структурном уровне, отражает все усиливающиеся процессы дифференциации и интеграции наук.

В ней представлены не только система наук, но и система объектов, изучаемых науками, не только научные понятия, проблемы, дисциплины, но и факты, события, проблемы общественной жизни, отрасли практической деятельности, виды искусства. В Таблицах отражены также назначение документов, их вид и форма издания.

В основу деления таблиц на отделы и разделы положены многообразные критерии: объект изучения, метод исследования, цель познания, структура объекта, его свойства, процессы, отношения, территория, исторический период и т. д. На более глубоких ступенях деления иногда применяется расположение понятий по алфавиту наименований. В то же время в ББК предусмотрена возможность характеризовать одно и то же понятие на основе разных признаков, что дает возможность более глубоко раскрыть содержание документов.



СТРУКТУРА ББК


Таблицы ББК для детских и школьных библиотек состоят из основных и вспомогательных таблиц (общих, территориальных и специальных типовых делений). Их сочетание образует развернутые таблицы.


Основные таблицы


Основной ряд (первые деления) ББК должен возглавить отдел “1 Общенаучное и междисциплинарное знание”, который в настоящий момент разрабатывается. Следующие отделы охватывают три основные области научного знания: естественные науки, прикладные науки (техника, сельское хозяйство, медицина), общественные и гуманитарные науки. Замыкает основной ряд ББК отдел “Литература универсального содержания”. Вторые, третьи, четвертые и т. д. уровни классификации образуются путем дальнейшей детализации делений первого уровня (основного ряда) на подчиненные группы наук, отрасли деятельности, отдельные науки, проблемы, темы.

В целом построение варианта таблиц ББК для детских и школьных библиотек аналогично структуре других вариантов ББК. Но ввиду того, что настоящие таблицы приспосабливались к нуждам детских и школьных библиотек, в структуру основных и вспомогательных таблиц внесены некоторые изменения, сокращения, упрощения и соответствующие методические решения.

Основной ряд таблиц ББК обозначен арабскими цифрами. Деления первого и второго уровня настоящих таблиц полностью соответствуют основному ряду таблиц ББК.

1 Общенаучное и междисциплинарное знание

2 Естественные науки (естествознание)

20 Естественные науки в целом. Естествознание в целом

22 Физико-математические науки (математика, механика, физика, астрономия)

24 Химические науки

26 Науки о Земле (геодезия, геофизика, геология и география)

28 Биологические науки (науки о живой природе)

3 Техника. Технические науки

4 Сельское и лесное хозяйство

5 Здравоохранение. Медицина

6/8 Общественные и гуманитарные науки

60 Общественные науки в целом

63 История. Исторические науки

65 Экономика. Экономические науки

66 Политика. Политология

67 Право. Юридические науки

68 Военное дело. Военная наука

70/79 Культура. Наука. Просвещение

80/84 Филологические науки. Художественная литература

85 Искусство

86 Религия. Мистика. Свободомыслие

87 Философия. Логика. Этика. Эстетика

88 Психология

9 Литература универсального содержания

Последовательность естественных наук соответствует классификации наук по изучаемым ими отдельным формам движения материи, сначала неорганической, потом органической.

Прикладные науки осуществляют связь между циклами наук, посвященных природе и обществу, и расположены по принципу “от простого к сложному”. Во главе прикладных наук помещена техника, как ведущая среди отраслей прикладного знания. За ней следуют сельское и лесное хозяйство, далее — здравоохранение и медицина.

Общественно-гуманитарный цикл сгруппирован в следующей последовательности: от наук, изучающих общество в целом, к отдельным сферам социальной практики и различным формам духовно-практического освоения мира.

Науки, возникшие в результате взаимопроникновения наук и(или) лежащие на пересечении двух или трех наук, в ББК условно относят к одной из них (агробиология — к сельскому хозяйству, биогеохимия — к биологии), а от другой (или других) дается ссылка.


Система типовых делений

Система вспомогательных или типовых таблиц состоит из таблиц общих и территориальных типовых делений, используемых во всех отделах классификации, и таблиц специальных типовых делений, обслуживающих отдельные отрасли наук.

Типовые деления помогают выделить, единообразно разместить и обозначить однотипную литературу в систематическом каталоге. Так, например, во всех отделах могут встретиться книги по истории вопроса, справочники, учебники и т. п. Для каждого из этих видов изданий предусмотрены особые индексы, которые включены в таблицу общих типовых делений (ОТД). В тех разделах, где литература комплексируется по региональному (территориальному) признаку, применяются территориальные типовые деления (ТТД). Специальные типовые деления (СТД) используются для унификации построения отделов по определенным признакам, типичным только для данной отрасли знания. Таблицы общих и территориальных типовых делений выделены особо, вне отраслевых отделов. Таблицы специальных типовых делений помещаются под индексом отделов и разделов, в которых они находят применение.

Индексы типовых делений не имеют самостоятельного значения, они присоединяются к индексу основной таблицы непосредственно или же с помощью условных обозначений.

В тексте таблиц представлены в качестве примеров наиболее распространенные индексы с типовыми делениями. Во всех остальных случаях библиотекари могут самостоятельно образовывать сложные индексы, в состав которых входят индексы различных типовых делений (ОТД, ТТД, СТД и др.). Например: “63.3(2)51-7 Русская культура XVIII в.”; “86.372-52 Православные праздники”. При систематизации литературы следует использовать все имеющиеся в таблицах возможности детализации даже при небольшом количестве литературы. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем не приходилось повторно систематизировать литературу при необходимости дробления разделов каталога в связи с возросшим потоком литературы (или при слиянии нескольких фондов). Если на карточках имеются детализированные индексы, то при редактировании каталога достаточно написать новые разделители и переставить карточки, не обращаясь заново к книге. При пользовании электронным каталогом наличие максимально полного индекса на каждую публикацию позволит в некоторых случаях провести адекватный поиск только по индексам ББК.


Общие типовые деления (ОТД)


Таблица ОТД содержит обозначения для выделения материала по теме (история науки, деятели науки; общества; экспедиции, и т. п.) и по форме издания (библиографические пособия, справочные, учебные издания и т. п.). Первый ряд ОТД обозначен строчными буквами русского алфавита. Вторая, третья и последующие ступени деления ОТД обозначаются арабскими цифрами.

Обозначения ОТД присоединяются к индексу отрасли или темы непосредственно без всякого знака. Например, если нужно выделить учебники для средней школы по органической химии, то к индексу “24.2 Органическая химия” присоединяется индекс ОТД “я72 Учебные издания для средней школы” и образуется индекс “24.2я72 Учебные издания для средней школы по органической химии”.

ОТД не применяются, если для данного вопроса предусмотрен специальный индекс в основной таблице или в таблицах специальных типовых делений, например, “74.03 История образования и педагогической мысли”, а не 74г.

ОТД могут комбинироваться между собой, а также с индексами таблицы территориальных типовых делений. Например, “5г(2) История медицины и здравоохранения в России и СССР”. Если последний знак индекса — буква, индекс общих типовых делений присоединяется к нему при помощи точки. Например: «2г.я1 Библиографические пособия по истории естествознания».


Территориальные типовые деления (ТТД)


ТТД предназначены для единообразного подразделения материала по региональному признаку. Обозначения территориальных понятий — цифры и буквы русского алфавита, прописные и строчные — заключены в круглые скобки. Объектами классификации в Таблице ТТД являются территории и акватории земного шара.

Основные деления таблиц выделены по физико-географическому признаку: весь мир (земной шар, Земля со всем существующим на ней), части света (суша) и Мировой океан. Исключения представляют деления “(2) Россия. СССР” и “(3) Зарубежные страны в целом”. Россия (а раньше СССР) расположена в двух частях света (Европе и Азии) и не может быть представлена в целом ни под одной из них. Зарубежные страны в целом — это все страны, кроме России, поэтому согласно методике классификации, они даны на одном уровне с частями света1.

Части света расположены в традиционной последовательности — «(4) Европа», «(5) Азия», «(6) Африка», «(7)Америка», «(8) Австралия и Океания». Все страны, независимо от их величины и общественного устройства, расположены в пределах частей света в порядке алфавита их наименований, причем для обозначения стран приняты трехбуквенные коды. Например:

(4) Европа

(4Беи) Белоруссия (Республика Беларусь)

(4Бел) Бельгия

Дальнейшая детализация осуществляется по политико-административному и административно-территориальному признакам. Для этого используются специальные типовые деления — (...-1...)—(...-9...). Например: “(4Лат-5) Районы Латвии”, “(4Укр-6) Автономные республики Украины”. Специальные типовые деления могут комбинироваться между собой. Например, “(4Укр-6Кры-2) Города Крыма”. В пределах стран все административные территории располагаются также по алфавиту их наименований.

Крупные физико-географические регионы представляются с помощью неадминистративных делений и помещаются, в соответствии с принятой в ББК последовательностью знаков, после перечней административных делений.

При систематизации населенных пунктов города РФ отражаются под областями, а при отсутствии областного деления – под республиками в ее составе. Например:

(2Рос-4Тул-2Але) г. Алексин

(2Рос.Кар-2Сег) г. Сегежа

Города зарубежных стран даются непосредственно под индексом страны. Например:

(4Фра-2Лион) г. Лион

(5Инд-2Дели) г. Дели

ТТД может присоединяться к индексу тех подразделений основных таблиц или общих типовых делений, в которых требуется выделить материал об отдельных странах, местностях, территориях. Например: “60.7(4) Народонаселение Европы”, “30г(2) История техники в России и СССР”.

В Таблице ТТД использован ряд общепризнанных сокращений, таких, например, как:

арх. – архипелаг

а. – остров

о-ва – острова

экон. р-н – экономический район

Сокращения «о.» и «о-ва» используются для обозначения только физико-географических понятий. Например: Марианские о-ва, Новосибирские о-ва. В названиях государств и в формулировках делений классификации сокращения «о.» и «о-ва» не используются. Например: Северные Марианские Острова, Острова Мирового океана.

Другие общие типовые понятия и способы типизации

Таблицы типовых делений отражают лишь часть понятий, имеющих общее значение. Другие общие понятия, не вошедшие в указанные таблицы (временные понятия, этнические, языковые и пр.), по возможности унифицированы с точки зрения последовательности, формулировок и индексов. Так, например, согласованы многократно повторяющиеся в разных отделах ББК периоды развития общества в целом, отдельных сфер общественной жизни, отдельных отраслей науки.


Специальные типовые деления (СТД)

В отличие от общих и территориальных типовых делений, СТД используются только в пределах одного отдела или нескольких разделов одной отрасли знания. Отличительным признаком СТД является знак - (дефис) перед их цифровой частью. Специальные типовые деления обычно помещаются непосредственно под индексами тех разделов, для детализации которых они предназначены.

В Таблицах ББК для детских и школьных библиотек таблицы СТД открыты в отделах истории, языкознания, художественной литературы, религии, таблицах ТТД.


Развернутые таблицы


Каждая из охарактеризованных выше таблиц выражает какой-то определенный аспект рассмотрения явлений. В тех случаях, когда нужно отразить разные их аспекты, таблицы комбинируются между собой, образуя сложные индексы для выражения соответствующих понятий. Таблицу, включающую сложные индексы, мы называем развернутой таблицей.

Основная таблица ББК во всех отраслевых отделах в той или иной степени комбинируется с таблицами типовых делений. Развернутая таблица включает индексы общих, территориальных и специальных типовых делений.

Четвертое издание “Таблиц ББК для детских и школьных библиотек” в значительной степени представлено развернутыми таблицами. Однако в них заложена возможность дальнейшего образования сложных индексов. С этой целью в тексте таблиц значительно расширены методические указания о способах и приемах построения индексов с помощью системы вспомогательных таблиц. Классификационные индексы, которые систематизатор комбинирует из индексов основных и вспомогательных таблиц общих и специальных типовых делений ББК, вносятся в текст рабочих таблиц с соответствующей формулировкой. Параллельно сложный или составной индекс может быть зафиксирован в систематическом каталоге. Для этого на разделителе выписывается этот индекс и его формулировка. Например: “22.3я72-6 Учебные издания для углубленного изучения физики в средней школе”.


Связи и размежевания в ББК


Библиотечно-библиографическая классификация неизбежно расчленяет явления, науки, проблемы. Необходимо установление связей между разорванными понятиями. Типы их многообразны, и соответственно многообразны способы их отражения. Важные связи выражены уже в самой структуре таблиц. Последовательность делений одного уровня (одной ступени) показывает соотношение низшего и высшего, простого и сложного; подчиненность частных понятий более общим отражает взаимосвязь общего и частного; объединение наук в классы показывает их связь по предмету изучения. Система типовых делений выявляет и фиксирует связи, общие для всех наук, нескольких наук или одной науки. Одним из важных средств выявления связей, разорванных в таблицах, является алфавитно-предметный указатель. Однако все связи, необходимые для ББК как прикладной классификационной системы, выразить через алфавитно-предметный указатель невозможно.

В тех случаях, когда это не может быть выражено в структуре таблиц или когда предусмотренные структурой решения спорны, условны, односторонни, применяется система ссылок и методических указаний.

Ссылка “см.” показывает, что литература по данной теме (предмету, вопросу) собирается не в этом отделе, а в другом. Например, от деления “36.99 Кулинария. Поваренные книги” дается отсылка “Лечебное питание см. 53.51”.

Ссылка “См. также” связывает темы (понятия), дополняющие друг друга. Например:

85.38 Художественное радиовещание и телевидение

См. также: 76.03

Методические указания представляют собой либо перечень тем, включенных в деление, либо указания о характере и типе литературы, собираемой под данным делением, указания о способе дальнейшего подразделения материала, о размежевании с другими делениями. Например:

22.3 Физика

Теоретическая физика: математическая физика, теория относительности, квантовая теория (квантовая механика, квантовая теория поля, квантовая электродинамика и др.), термодинамика и др.

Применение физики в отдельных отраслях науки и техники см. в соответствующих подразделениях классификации. Например: биофизика см. 28.0; агрофизика см. 40.

или

22.65 Солнечная система. Межпланетная среда

Под индексом 22.65 собирается также литература общего характера об исследованиях и охране космического пространства.

или

20.18 Рациональное природопользование. Охрана природы

Литература по охране отдельных природных объектов см. в соответствующих подразделениях классификации.

или

65.240 Трудовые ресурсы. Характеристика профессий

Под индексом 65.240 собираются также сборники общего характера о различных профессиях и людях труда.

Литературу об отдельных профессиях см. в соответствующих подразделениях классификации под общим типовым делением п. Например: профессия шофера см. 39.3п; профессия механизатора см. 40.7п.

Из бесконечного множества связей составители пытались отобрать и отразить с помощью ссылочного аппарата лишь те, которые имеют для библиотечной классификации практическое значение, т. е. позволяют получить более полную информацию по данной проблеме.

ИНДЕКСАЦИЯ



Индексация ББК призвана обеспечить практическое применение таблиц для централизованной систематизации, систематической расстановки библиотечных фондов, для организации сис-тематических каталогов и картотек и алфавитно-предметных указателей к ним. Она должна закрепить и показать порядок следования ее отделов, соподчиненность и взаимосвязь ее разделов и делений, индивидуальный индекс каждого деления; обеспечить комбинирование индексов; предоставить возможность включения в таблицы новых понятий; обеспечить индексам выразительность в начертании, запоминаемость, удобство произношения.

В ББК принята логическая индексация, органически связанная с ее структурой. Такая индексация позволяет детализировать общее понятие, выделяя частные, более дробные подразделения путем присоединения к имеющимся индексам новых знаков справа, и, наоборот, позволяет при необходимости сокращать детализацию, подводя частные понятия под более общие, путем отбрасывания от индекса его конечных знаков.

База индексации ББК — смешанная (цифровая и буквенная). Кроме арабских цифр используются: точка, двоеточие, дефис, круглые скобки, косая черта. В таблицах общих и территориальных типовых делений применяются строчные и прописные буквы русского алфавита. Сочетание всех знаков базы индексации приведено в известную систему, в которой каждый знак имеет свое место, назначение и смысловую нагрузку.

Арабские цифры используются для:

обозначения основных классов ББК, имея в этом случае порядковое перечислительное значение (“2 Естественные науки (естествознание)”, ”3 Техника. Технические науки”);

второй, третьей и последующих ступеней деления основных таблиц;

территориальных типовых делений неадминистративного характера (“(4) Европа”, “(9) Мировой океан. Океаны и моря”) и, в сочетании с буквами русского алфавита, для обозначения государств (“(5Япо) Япония”);

второй и последующих ступеней деления общих типовых делений (“я2 Справочные издания”);

специальных типовых делений (“-2 Грамматика”).

Прописные буквы русского алфавита служат для обозначения отдельных территорий и т. п. при алфавитном расположении материала, используются в сочетании с цифрами (“(4Авс) Австрия”).

Строчные буквы русского алфавита применяются для обозначения основного ряда общих типовых делений (“г История науки”, “я2 Справочные издания).

Точка применяется в качестве разделительного знака для лучшей обозримости и удобства произношения индекса. Она проставляется после первых двух цифр индекса (как правило, заменяющих прописную букву основных делений варианта ББК для научных библиотек), далее после каждой группы цифр из трех знаков, считая слева направо (“32.973.263 Микрокалькуляторы», «85.335.41 Оперный театр»).

Дефис является отличительным признаком специальных типовых делений “-4 Прозаические жанры” — классификационное деление таблицы СТД, приведенной под индексом 84.

Круглые скобки — отличительный признак индексов территориальных типовых делений (“(5) Азия”).

Двоеточие применяется при комбинировании индексов делений одного основного класса с индексом делений других основных классов (“91.9:85 Библиографические пособия по искусству”).

Косая черта применяется для обозначения сдвоенного индекса (“6/8 Общественные и гуманитарные науки”). Такие деления не являются рабочими и за разделители с этими индексами карточки не собираются.

Квадрат () применяется для обозначения ссылок “см.”.


Последовательность индексов


В ББК закреплена определенная условная последовательность делений в таблицах и разделителей в каталоге. Порядок расположения индексов на одной ступени деления:

а) индексы общих типовых делений,

б) индексы территориальных типовых делений,

в) индексы специальных типовых делений,

г) индексы с двоеточием.


АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


В алфавитно-предметном указателе рассредоточенные в таблицах характеристики объекта собираются в одном месте, что позволяет отразить все вопросы в двух разрезах: в предметном — в указателе и в систематическом — в таблицах. При этом из таблиц и указателя образуется единое, органически взаимосвязанное целое. В словнике указателя понятия, содержащиеся в таблицах, выражены в их прямых и инверсированных формулировках. Наряду с понятиями, которые определяются одним словом или его синонимом, имеются такие, смысл которых передается несколькими словами, а иногда и целой фразой. Предметные рубрики даны в единственном или во множественном числе, в соответствии с таблицами.

В тех случаях, когда одно и то же понятие отражено в указателе синонимами, прямыми и инверсированными формулировками, для гнездовых рубрик выбирается термин, имеющий наибольшее распространение, а от остальных к нему даются cсылки. Ссылки к гнездовым рубрикам даны без указания индексов, так как гнездовые рубрики включают не один, а несколько относящихся к рубрике индексов.

Помимо гнездовых рубрик, указывающих конкретный индекс соответствующего предмета или отсылочных рубрик, отсылающих к другим предметным рубрикам, в указателе даны рубрики, содержащие методические указания, разъясняющие, где искать данный предмет или вопрос. Например:

История 63

библиографические пособия по И. 91.9:63 и см. в подразде- лениях 63

отдельных отраслей науки и техники, культуры. Литературы и искусства см. в соответсвующих подразделениях классификации


Вопросы использования алфавитно-предметного указателя см. в предисловии к алфавитно-предметному указателю.



МЕТОДИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ



Систематизация произведений печати — это определение классификационного индекса документы и ресурсы в зависимости от содержания и других признаков по таблицам определенной системы библиотечно-библиографической классификации, в данном случае — ББК. Чтобы обеспечить одинаковый подход к аналогичным изданиям и исключить разнобой в принятии решений, систематизация проводится на основе специально разработанных принципов, положений и правил — на основе методики систематизации, которая делится на общую и частную.

Общая методика — это совокупность положений и правил, применяющихся при систематизации литературы по любым отраслям знания. Частная методика содержит правила для систематизации литературы по отдельным отраслям знания или циклам родственных наук и разрабатывается на основе принципов общей методики.

При разработке методики учитывалось, что в детских и школьных библиотеках систематизация книг осуществляется в первую очередь для организации фондов, а не только систематических каталогов и картотек.

Во Введении дается лишь общая методика систематизации. Правила частной методики включены в методические указания разделов и подразделов основных таблиц.


Общая методика систематизации


1. Определяющим моментом при систематизации является содержание отдельного документа или ресурса. Признаки, не связанные непосредственно с содержанием, выступают, как правило, в качестве вторичных. Например, “Теория вероятностей для астрономов и физиков” должна быть отражена в отделе математики под индексом “22.17 Теория вероятностей. Математическая статистика”, а не в отделе астрономии; “Театральная энциклопедия” — под индексом 85.33я2, а не 92.

Принцип научной объективности требует от библиотекаря раскрытия с наибольшей полнотой содержания произведения печати и выявления в нем самого существенного с научной точки зрения.

Основным принципом систематизации является предпочтение частного, конкретного вопроса общему. Так, например, литература о химическом составе отдельных природных объектов — земной коры, воды, воздуха, почвы, живых организмов относится к этим объектам, а не к химическим наукам.

2. Повторное отражение литературы в систематическом каталоге применяется для многостороннего раскрытия содержания книг. В детских и школьных библиотеках метод многократного отражения рекомендуется применять при систематизации особо важных материалов с точки зрения их научной ценности и актуальности темы.

Повторно отражаются документы, в которых рассматриваются два вопроса или предмета. В этом случае при определении основного индекса учитывается, чему в книге уделено больше внимания. Если нет оснований отдать предпочтение тому или иному вопросу, то документу присваивается индекс предмета, отраженного первым в классификационном ряду, и дополнительно индекс, соответствующий второму предмету.

3. Систематизация литературы по аспекту рассмотрения предмета, о соотношениях и взаимосвязях предмета:

а) Литература о предмете, который относится к какой-либо области знания или отрасли практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности, относится к той науке, с точки зрения которой рассматривается предмет. Например, литература о детях собирается под индексом 74.27. о болезнях детей — под индексом 57, о правах детей — под индексом 67.404.5.

б) Литература об использовании положений, законов и методов какой-либо науки или отрасли практической деятельности в других науках или отраслях практики относится к областям применения. Так, например, документы по акустике собираются под индексом 22.32, но литература по музыкальной акустике относится к музыке, по электроакустике — к радиоэлектронике.

Литература общего характера о практическом применении данной науки во многих или нескольких отраслях собирается в общей части раздела соответствующей науки. Так, к разделу “26.1 Геодезия. Картография” относится литература общего характера о прикладной геодезии в целом. Но документы о геодезических работах при мелиорации, в строительстве и т. д. относятся к соответствующим подразделениям классификации “40 Естественнонаучные и технические основы сельского хозяйства”, “38 Строительство” и т. д.

Комплексные науки отнесены к тем отраслям, из потребности которых они возникли. Так, астрофизика отнесена к астрономии, биофизика — к биологии, химическая технология — к отделу технических наук.

в) Литература о влиянии, воздействии принципов и правил какой-либо науки или отрасли практики на другие науки или отрасли практики относится к областям, испытывающим влияние, воздействие. Например, если в работе о ледниках и климате рассматривается влияние климата на ледники, то книга получит индекс 26.222.8, где собирается литература о ледниках.

4. Произведения печати, в которых рассматриваются три и более предмета или предмет освещается в трех и более аспектах, относятся к обобщающему делению. Например, документы, в которых рассматриваются одновременно вопросы садоводства, огородничества и полеводства, относятся к обобщающему делению “42 Специальное (частное) растениеводство” (без дополнительного отражения в каталоге в частных подразделах).

Документы, освещающие вопросы, не получившие основного места в таблицах классификации, и рассматриваемые многосторонне, в разрезе ряда дисциплин, относятся, как правило, к отделам, в которых представлены теоретические науки, или к отделам, где данные вопросы освещаются с точки зрения их использования. Например, произведения печати, в которых полезные ископаемые характеризуются с позиций различных отраслей знания и практической деятельности, систематизируются в разделах естественных наук, а не в более узкоспециализированных разделах прикладных наук, где представлены вопросы их добычи, переработки или использования.

Если для документов общего характера по проблеме, рассматриваемой в разрезе нескольких дисциплин, трудно установить основное место в каталоге, то, исходя из содержания, оно систематизируется под индексом отдела, стоящего первым в классификационном ряду.

Работы, в которых изложение специальной научной дисциплины сочетается с изложением более общей дисциплины, относятся к специальной, частной дисциплине. Так, документ “Ботаника с основами общей биологии” должен быть отражен в разделе ботаники.

Многотомные издания систематизируются по общему содержанию, а отдельные тома, имеющие характерные заглавия, на которые составлены дополнительные карточки, повторно отражаются в соответствии с их содержанием.

5. Документы, освещающие историю науки в целом или нескольких отраслей науки, в том случае, если они не могут быть отнесены в какой-либо отраслевой раздел, собираются под индексом “72.3 История науки”.

Литература по истории отдельных отраслей науки или практической деятельности относится к соответствующим разделам классификации.

Для документов по истории отдельных отраслей под индексом каждой отрасли выделяют рубрики с типовым делением г, например, “22.3г История физики”. В тех отделах, где история науки или предмета имеет самостоятельный индекс (например: “87.3 История философии”), типовое деление г не применяется.

6. Литература о жизни и деятельности ученых, писателей, художников, государственных и общественных деятелей и т.д. относится к соответствующим отраслевым отделам классификации.

Биографии ученых, деятельность которых связана со многими отраслями науки (например, М. В. Ломоносова), собираются в подразделении “72.3 История науки”. Документы о деятельности таких ученых в определенной отрасли знания отражаются в соответствующем подразделении классификации. Так, исследование о поэзии Ломоносова должно быть отнесено к разделу литературоведения.

Если лицо проявило себя в различных областях деятельности, то основное место литературы о нем будет в том разделе, где представлен вид деятельности, с которым преимущественно связано данное лицо или в которой данная личность получила наибольшую известность. Например, основным местом для литературы о Леонардо да Винчи будет индекс “85.143(3) Живопись зарубежных стран”.

Иногда в документах освещается отдельная сторона деятельности лица, которая представляет интерес только как факт его биографии. Документы такого характера получают индекс основного раздела, где собирается литература о данном лице. Например, книга “Л. Толстой и шахматы” получит индекс 83.3(2Рос=Рус)1.

Биографии исторических деятелей, являющихся в то же время выдающимися полководцами (например, Петр I, Наполеон), получат индекс подразделений, отражающих соответствующие периоды истории. Документы о полководцах, в которых освещаются также вопросы истории армии, собираются в разделе “68 Военное дело. Военная наука”. Но документы об участии военных деятелей в конкретных войнах отражаются в соответствующих периодах истории.

В систематическом каталоге библиографические записи биографических произведений рекомендуется располагать в следующем порядке: в начале помещаются общие работы по истории науки и сборники биографий, затем отдельные биографии в общем алфавите фамилий. Для удобства расстановки карточек в каталоге в правом верхнем углу (над авторской строкой) указываются фамилия и инициалы лица, деятельность которого освещена в книге1; другой способ — ставить разделительную карточку с полусрезанным выступом, на котором, не повторяя индекса, указать фамилию и инициалы данного лица.

7. В каждом отделе, где целесообразно рассмотрение литературы в региональном аспекте, выделяется подразделение для литературы о своем крае (области, районе, городе, селе). Следует помнить, что краеведческая литература собирается не только в специально выделенных рубриках, но и в соответствующих делениях отраслевого отдела. Так, например, литература по истории своего края полностью собирается под индексом 63.3(2...) и одновременно отражается в делениях соответствующих периодов истории России и СССР.

При наличии краеведческого каталога (картотеки), в котором наряду с книгами отражаются статьи, рукописные материалы, фотографии и прочее, в систематическом каталоге можно в специальных подразделениях собирать только краеведческую литературу общего характера (“Сельское хозяйство Ростовской области” и т. д.). В этом случае от региональных разделов систематического каталога обязательно даются отсылки к краеведческому каталогу (картотеке).


ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНДОВ, КАТАЛОГОВ

И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИГ


Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей. Поэтому весь фонд делится на несколько частей или фондов1:

1) литература для возрастной группы 5—7 лет;

2) литература для возрастной группы 8—9 лет;

3) литература для возрастной группы 10—15 лет;

4) литература для возрастной группы 15—17 лет2.

В соответствии с этим рекомендуется вести отдельные читательские систематические каталоги для учащихся 8—9 лет, 10—15 лет.

Организация и систематизация каждого из этих фондов имеет свою специфику, определяющуюся характером литературы и возрастными особенностями детей, поэтому на книжных полках каждый фонд расставляется отдельно. Чтобы облегчить библиотекарю использование нескольких фондов во время работы с детьми, а также расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение.

1. Литература для возрастной группы 5—7 лет не систематизируется и расставляется на полках в общем алфавите; выделяются только отдельные темы: “О нашей Родине”, “Учимся читать и считать”, “Сказки” и пр. Книги этого фонда получают условное обозначение “Д”, которое проставляется над авторским знаком:

Д Маршак С.Я.

М30 Азбука в стихах и картинках

2. Литература для возрастной группы 8—9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. В целях преемственности и для облегчения использования детьми, формулировки приближены к темам, используемым для возрастной группы 5—7 лет. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение “Мл”:

Мл 85 Семенов О.С.

С30 Иван Билибин: Рассказ о художнике-сказочнике

В систематическом каталоге для этой возрастной группы можно сравнительно широко применять тематические рубрики без индекса, но необходимо четко формулировать рубрики. Нельзя, например, давать две тематические рубрики с такими формулировками: “Дети — участники Великой Отечественной войны” и “Дети-герои” так как при этом невозможно достичь четкого размежевания литературы между ними.

3. Литература для возрастной группы 10—15 лет составляет основную часть фонда детской и школьной библиотеки, она систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы. В библиотеках для взрослых этот фонд выделяется при помощи условного обозначения “Ст”:

Ст 32.97 Кёршан Б. и др.

К36 Основы компьютерной грамотности

Систематический каталог для этой возрастной группы организуется по основным таблицам и имеет более дробную структуру, чем каталог для учащихся младшего возраста. Тематические деления в нем практически отсутствуют. В ряде подразделений рекомендуется выделять персоналии.

4. Литература для возрастной группы 15—17 лет собирается только в школьных библиотеках, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы.

В крупных детских библиотеках (республиканских, краевых, областных), где для обслуживания каждой возрастной группы читателей выделено отдельное помещение (или пункт выдачи литературы) и закреплены постоянные работники, условные буквенные обозначения фондов на книгах можно не проставлять.

В централизованных системах, обслуживающих совместно взрослых и детей, условные буквенные обозначения на книгах детского фонда проставляются обязательно.

Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу для старшего возраста и к систематической картотеке статей — единый. К систематическому каталогу для учащихся 8—9 лет составляется отдельный указатель (Приложение 1).

В каждой библиотеке есть небольшой фонд литературы для библиотекарей, педагогов, родителей по вопросам руководства чтением детей, а в каждой школьной библиотеке — фонд научно-педагогической и методической литературы для учителей. Для этих фондов также создаются отдельные систематические каталоги и алфавитно-предметные указатели к ним.

Научно-педагогическая и методическая литература для учителей собирается только в школьных библиотеках.

Литература для руководителей детского чтения — библиотекарей, педагогов, (по вопросам руководства чтением детей) систематизируется и расставляется по специальной таблице, приведенной в Приложении 2. Перед шифром этих книг в детских библиотеках рекомендуется ставить букву “В”:

В 78 Детская библиотека

Д38

Многие детские библиотеки помимо произведений печати собирают также и звукозаписи (грамзаписи, магнитофонные ленты и кассеты, компакт-диски). Они систематизируются и расставляются на полках по необходимым для них разделам основных таблиц совместно для всех возрастных групп. Этот фонд выделяется при помощи условного обозначения “Фн” (Фонотека).

Библиотеки, имеющие нотно-музыкальный отдел, систематизируют литературу в соответствии со структурой систематического каталога нотных изданий, которая приведена в Приложении 4. В нее внесены уточнения формулировок, расширены методические указания. В связи с тем, что в фондах детских библиотек собираются в основном клавиры сценических произведений для детей, в подразделениях “85.97 Музыкально-сценические произведения. Музыка к постановкам и кинофильмам” не используются отдельные рубрики для выделения музыкально-сценических произведений для детей. Появление значительного количества нотных изданий различных жанров музыкальных произведений потребовало включения индексов для выделения эстрадной и джазовой музыки — 85.985, духовной музыки — 85.989 и др.

В процессе систематизации библиотекарь должен при помощи таблиц установить для каждой книги а) полный индекс книги, б) индекс шифра, в) каталожный индекс.

Индекс шифра хранения (или полочный индекс) — это индекс отдела фонда, в котором нужно поместить документ. Вместе с авторским знаком1 этот индекс служит шифром книги, определяющим ее место в фонде. Шифр хранения проставляется на титульном листе (или на обороте титульного листа), на ярлыке, который наклеивается на переплет или обложку, на книжном формуляре и в левом верхнем углу всех каталожных карточек на эту книгу, как в систематическом, так и в алфавитном каталоге. По шифрам, указанным на каталожных карточках, происходит разыскание книги на полках.

Полный индекс книги показывает, в каком отделе (или отделах) систематического каталога эта книга отражена. Он включает индексы всех подразделений каталога, в которых должна быть отражена книга. (Все эти индексы соединяются знаком + (плюс), причем на первом месте указывается индекс отдела, в котором находится книга на полке, а потом остальные.) По полному индексу библиотекарь может найти все карточки на данную книгу в систематическом каталоге, что необходимо при внесении поправок в ее библиографическое описание, при исключении карточек из каталога в случае списания книги и т. п. Полный индекс проставляется также в правом нижнем углу основной карточки алфавитного каталога. Если основные и дополнительные карточки систематического каталога тиражируются вместе, полный индекс будет указан на всех карточках.

В отдел каталога, соответствующий первому индексу, помещается основная карточка, в остальные отделы — дополнительные карточки. Полнота библиографического описания книг на основной и дополнительных карточках одинакова1, различаются они только индексами.

Первый индекс указывается в правом нижнем углу основной карточки алфавитного каталога и основной карточки систематического каталога. В левом нижнем углу каждой карточки (основной и дополнительных) систематического каталога указывается каталожный индекс, по которому данная карточка включается в соответствующий отдел каталога. Следовательно, в отличие от индекса шифра, который остается неизменным на всех карточках (основной и дополнительных) на данную книгу, каталожные индексы на этих карточках всегда разные и показывают, в какой отдел систематического каталога нужно поместить данную карточку.





Аналогично оформляется вторая дополнительная карточка. Каждая книга должна иметь максимально дробный индекс, с наибольшей полнотой отражающий ее содержание. При расстановке карточек в систематическом карточном каталоге на разделитель выносится усеченный индекс, за которым могут собираться карточки с более дробными индексами (на карточке выделяется часть индекса, вынесенная на разделитель)1.

Читателям при таком построении каталога легче находить литературу по интересующему их вопросу. Но на книжных полках, наоборот, большое число дробных подразделений затрудняет расстановку и разыскание книг.

Из этого следует не только допустимость, но во многих случаях и необходимость применения разной дробности деления на книжных полках и в каталоге. Так, например, приведенные в таблицах в разделе 75 деления для основных видов спорта можно принять к использованию только в каталоге, а на полках все книги о физкультуре и спорте расставить в разделе 75 в общем алфавите авторов и заглавий книг.

П
ри таком решении справочник яхтсмена получит полный индекс
75.717.8я2, каталожный индекс 75.717.8, а индекс шифра будет 75, что дает возможность, не создавая излишних подразделений на полке, в карточном каталоге иметь разделители для разумного количества карточек, не упуская из виду конкретное содержание каждой книги.


Каждое деление в систематическом каталоге выделяется разделителем из плотного картона или другого прочного материала с выступом в верхней части1. Разделители с широким средним выступом используются для отделов основных отраслей знания и важнейших вопросов. В большинстве случаев это отделы, имеющие индексы, состоящие из одного, двух или трех знаков (например: 5, 75, 22.3).

Такие же разделители могут быть использованы для особенно важных разделов и в тех случаях, когда их индексы состоят из большего количества знаков (например: 63.3(0), 26.89).

Для подразделений следующей ступени употребляются разделители с выступом слева, для всех остальных, еще более дробных подразделений — разделители с выступом справа.

На выступе разделителя указывается заголовок отдела (индекс и формулировка).

В левой части разделителя, занимающей две трети его по ширине и отделенной вертикальной чертой, перечисляются имеющиеся в каталоге деления следующей ступени. В правой части разделителя указываются отсылки к темам, родственным той, которая указана на выступе разделителя. Все ссылки и отсылки, помеченные в таблицах знаком , обязательно помещаются на разделителях.










О С Н О В Н Ы Е Д Е Л Е Н И Я

К Л А С С И Ф И К А Ц И И


1 Общенаучное и междисциплинарное знание 1


2 Естественные науки


3 Техника. Технические науки


4 Сельское и лесное хозяйство


5 Здравоохранение. Медицина


6/8 Общественные и гуманитарные науки


9 Литература универсального содержания


1 В тех отделах каталога и фонда, где количество литературы о зарубежных странах незначительно и не требуется дальнейшая детализация, под индексом (3) может собираться также литература об отдельных зарубежных странах.

1 Карточки с выносным словом расставляются в алфавите выносных слов.

1 Вопросы организации фонда основного книгохранилища, запасников, дублетных фондов и т. п. здесь не затрагиваются.

2 Литература для возрастной группы 15—17 лет собирается только в школьных библиотеках.

1 Хавкина Л. Б. Таблица авторских знаков двоичных: Практич. пособие для библиотекарей. 25-е изд./Под ред. Ю. Н. Столярова. — М.: ТОО “Либерея”, 1992. — 24 с.

1 Дополнительные карточки не следует смешивать с добавочным описанием (на соавтора, редактора, на заглавие и т. п.), которые применяются в алфавитном каталоге.

1 В АПУ к систематическому каталогу выносится максимально дробный индекс, а не усеченный индекс разделителя.

1 Более подробно вопросы оформления разделителей в систематическом каталоге см. в кн.: Оформление систематического каталога, построенного по таблицам ББК для детских библиотек: Методич. рекомендации/ Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. ГРДБ РСФСР. — М., 1980. — 71 с.

1 Отдел разрабатывается.