ТИПОВЫЕ ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
ТАБЛИЦА ОБЩИХ ТИПОВЫХ ДЕЛЕНИЙ
Таблица общих типовых делений (ОТД) предназначена для единообразного размещения однотипной литературы во всех подразделениях систематического каталога. Деления, включенные в ее состав, применяются для обозначения понятий, характеризующих общие для всех или многих отраслей научной и практической деятельности признаки содержания или формы документов.
Первый ряд общих типовых делений обозначен строчными буквами русского алфавита. Последующие подразделения обозначаются арабскими цифрами. Индексы ОТД присоединяются непосредственно к индексу отрасли или темы. Например:
30г История техники
60.5л9 Социологические службы
Тематические общие типовые деления рассчитаны для применения в подразделениях, посвященных науке, но с соответствующими изменениями формулировок они используются и для систематизации аналогичной литературы о сфере практической деятельности и т. д.
Формальные общие типовые деления (ОТД я) предусмотрены для выделения видов библиотечно-информационных ресурсов и используются для отражения вида документа по способу публикации (рукописи, непубликуемые документы, издания, документы на машиночитаемых носителях), по целевому и читательскому назначению, по периодичности, материальной конструкции, знаковой природе информации, по способу организации произведений и другим формальным признакам.
Общие правила применения ОТД
1. ОТД могут присоединяться к индексу любой, даже самой узкой темы. Основным критерием является целесообразность выделения именно этой проблемы в содержании документов. Например, историческая эволюция материальной формы книги – 76.100.5г.
2. Если тематика ОТД представлена в основном содержании того или другого отраслевого раздела или подраздела классификации, то ОТД в этих случаях при систематизации не используются. Например, темы, входящие в круг вопросов, которые составляют основное содержание отдела «65 Экономика. Экономические науки», такие как планирование, организация труда, экономическая эффективность, изобретательство и рационализация, стандартизация и нормализация, обозначаются соответствующими специальными типовыми делениями (СТД) к отделу экономики, а не ОТД к4, н, у, ц.
В практике систематизации ОТД могут присоединяться не только к индексам основных таблиц (ОТ), ПР или СТД, но и друг к другу, а также комбинироваться с территориальными типовыми делениями (ТТД) и делениями периодизации. Если в таблицах не оговаривается отступление от общих правил, необходимо придерживаться следующих положений:
1. При сочетании тематических ОТД с формальными первое место отводится тематическому ОТД. Например, сборник работ разных авторов по историографии участия России в Первой мировой войне – 63.2(2)535-68г.я43; фотоальбом о Кроноцком заповеднике – 28.088л64(2Рос‑4Кач)я62.
2. При сочетании тематических ОТД с тематическими и формальных ОТД с формальными следует установить последовательность, не искажающую смысл содержания анализируемого документа. Например, сочетание ОТД «в.г История методологии» в обратном сочетании ОТД г.в обозначает методологию истории; сочетание я9я1 обозначает библиографические указатели популярных изданий, но в обратном сочетании я1я9 читается как популярные библиографические указатели.
Сочетание тематических ОТД. При сочетании тематических ОТД между собой необходимо руководствоваться следующими основными положениями:
1. На первое место ставится ОТД, обозначающее основной объект исследования, а к нему присоединяется ОТД, выражающее вспомогательный аспект. Например, «82г.р Изучение и преподавание истории фольклористики», где история фольклористики является объектом, а изучение и преподавание ее – аспектом исследования основной темы.
2. Первым используется ОТД, обозначающее действие или процесс, а к нему присоединяется ОТД, выражающее способ или средство воздействия (агент действия). Например, в сочетании ОТД «к4с51 Информационные технологии в планировании и прогнозировании…», планирование и прогнозирование выступает основным действием, процессом, а информационные технологии – способом оптимизации этого процесса.
Большинство тематических ОТД может детализироваться при помощи делений, выражающих наиболее общие и широко используемые аспекты рассмотрения научной и практической деятельности, таких как методология (в), история (г), организация (е), а также темы изучения и преподавания науки, предмета (р), научно-информационной деятельности в отрасли (ф). Наглядной иллюстрацией этого положения могут послужить ОТД ф и ц, представляющие темы комплексного содержания, для детализации которых могут быть использованы на общих основаниях все другие тематические ОТД. Например:
76.174ц.в Методология стандартизации издательского дела
76.174ц.г История стандартизации издательского дела
76.174ц.е Организация стандартизации издательского дела
Присоединение отдельных ОТД в качестве вторичного признака деления к другим ОТД осуществляется следующим образом:
1) ОТД в присоединяется к ОТД г для обозначения методологии изучения истории какой-либо науки (г.в), а также используется для выделения в пределах отдельных тематических ОТД методологических проблем исследования данной темы. Например, 76.174.91н.в Методология организации труда в издательстве. ОТД в применяется в подразделениях р для выделения методологии отраслевых педагогик отдельных ступеней обучения (например, 63.3р3в Методология высшего исторического образования).
2) ОТД г может присоединяться ко всем другим ОТД для обозначения истории какой-либо темы или истории ее изучения. Например:
7ж(0)г История развития международных связей в области культуры, науки, просвещения
26.8д(2)Пржевальский Н.М.г История изучения жизни и деятельности Н.М. Пржевальского.
3) ОТД д используется преимущественно в пределах ОТД, выражающих какую-либо научную или практическую деятельность. Например, ОТД д применяется в подразделениях ОТД р для выделения персоналий преподавателей отраслевых дисциплин, т. е. персоналии преподавателей факультета истории МГУ можно обозначить индексом 63.3р311(2‑2Москва)МГУд.
ОТД г и д могут сочетаться при необходимости детализации больших массивов документов по общей классификационной формуле исторических разделов:
ОТ (отрасль) + ОТД г + ТТД + период + ОТД д
Например, работы о выдающемся ученом в области языкознания и его вкладе в развитие отечественной школы фонологии Л.В. Щербе должны быть отражены под индексом 81г(2)6дЩерба Л.В.
ОТД д используется самостоятельно, без присоединения к ОТД г, как правило, в отраслях практической деятельности, если для персоналий не предусмотрены деления ОТ, ПР или СТД. В этом случае деление д может подразделяться по странам и периодам. Например, работы о космонавтах, конструкторах и других персоналиях в области отечественного космического транспорта и космонавтики можно обозначить индексом 39.6д(2)6.
4) ОТД е–н и п используются для детализации тех тематических ОТД, где нужно выделить организационный аспект в целом, отдельные вопросы организации или вопрос о кадрах. Например:
51.1(2Рос)л1РАМНп Кадры Российской академии
медицинских наук
5) ОТД с, у, ц для детализации других ОТД используются наиболее ограничено и применяются в тех случаях, когда тема детализируемых ОТД рассматривается в аспекте автоматизации, рационализации и стандартизации. Например:
28.082л4с5 Оборудование для аквариумов
и океанариумов
78.3в3ц Стандартизация терминологии
библиотековедения
Сочетание формальных ОТД. При сочетании формальных ОТД, выступающих в качестве первичного признака деления по отношению к другим формальным ОТД, надо учитывать следующее:
1) к ОТД, обозначающим признаки целевого назначения документа (я1, я2, я3, я7, я8), могут присоединяться деления я4 и я5, уточняющие структуру и периодичность издания. Например:
я222я56 Серии биографических справочников
я32я53 Статистические ежегодники
2) к ОТД, обозначающим структуру и периодичность издания (я4–я5), могут присоединяться ОТД я1 и я9. Например:
я431я1 Указатели трудов конгрессов, съездов,
конференций
я52я9 Популярные журналы
3) к ОТД я6, обозначающим изобразительные издания, могут присоединяться деления я1, я4, я5, я9. Например:
я61я56 Серии графических изоизданий
4) к ОТД я7 могут присоединяться ОТД я1, я56 для обозначения указателей (списков) или серий учебных руководств и пособий и я6 для обозначения учебных наглядных пособий.
5) к ОТД я8 могут присоединяться ОТД я1, я4 и я5 для обозначения указателей (списков) или структуры и периодичности издания инструктивных и нормативно-производственных материалов.
6) к ОТД я9 могут присоединяться ОТД я1, я4 для обозначения указателей (списков) или структуры издания популярных произведений.
Присоединение отдельных формальных ОТД в качестве вторичного признака деления к другим ОТД происходит следующим образом:
1) ОТД я1, я7, я9 присоединяются к соответствующим формальным ОТД для обозначения указателей (списков) данного вида издания, их учебного или популярного характера.
2) ОТД я2, я46, я48 и я8 не присоединяются к другим формальным ОТД.
Сочетание ОТД с ТТД. При сочетании тематических ОТД с ТТД территориальный признак выступает на разных уровнях. Например: г(…), е(…), р11(…), р21(…), р31(…).
Следует обратить внимание на изменение методики применения ОТД е – деление используется для выделения работ общего характера по организации отраслевой научной или практической деятельности, и дальнейшая детализация осуществляется по таблице ТТД.
ОТД ж–н, обозначающие отдельные направления организации отрасли науки или области практической деятельности, присоединяются непосредственно к делениям ОТ, ПР или СТД, выражающим проблему организации. Деления ОТД ж–н могут использоваться также при систематизации более частных тем методики и технологии какой-либо практической деятельности. Например: организация и охрана труда в издательстве – 76.174.91н; но охрана труда корректора – 76.175.5н.
Деления ОТД ж–н могут детализироваться с помощью таблицы ТТД, если иной порядок построения классификационной формулы не предусмотрен структурой отраслевых разделов. Так, например, тема международных связей в области музейного дела выражена индексом 79.14ж(0), но международное сотрудничество в области социальной медицины и организации здравоохранения – 51.1(0)ж. Объясняется это разными подходами к построению структуры разделов организации отрасли деятельности в пределах отдельных циклов наук. При модернизации разделов социально-гуманитарного цикла ББК был заложен принцип проблемно-тематического построения разделов организации научной или практической деятельности. Работы по конкретным направлениям выделяются с помощью детализации основных таблиц или тематических ОТД, а региональная специфика выражается присоединением ТТД. Такой прием облегчает выявление документов в целях сравнительного анализа существующей практики в разных странах и регионах.
Во всех остальных случаях о дальнейшей целесообразной детализации ОТД по ТТД в таблицах даны методические указания.
ОТД в, р10, р20, р30, с при помощи ТТД не подразделяются.
При детализации формальных ОТД для обозначения места издания документов ТТД не используются.
Сочетание ОТД с делениями по периодам. С делениями по периодам, как правило, сочетаются территориальные подразделения тематических ОТД г и д. Например:
83г(2)6 История литературоведения и критики
в России
22.6д(4Ит)4 Итальянские астрономы средних веков
Конкретные периоды выделяются в соответствии с общеисторической периодизацией аналогично детализации подразделений 63.3.
Общие типовые деления присоединяются к индексам любой степени дробности. Не следует присоединять ОТД только к индексам более общих понятий. Например, публикации по истории микробиологии следует относить не к истории биологических наук (28г), а к подразделению «28.4 Микробиология», где можно образовать деление «28.4г История микробиологии».
Формулировки общих типовых делений изменяются в зависимости от особенностей отрасли или темы. Например:
ю Источники исследования
63.3(2)43‑75ю1 «Домострой» как исторический источник
Если последний знак индекса – буква, индекс общих типовых делений присоединяется к нему при помощи точки. Например:
2г.я1 Библиографические пособия по истории естествознания
В новом издании внесен ряд изменений в структуру и частную методику применения отдельных ОТД.
ОТД д. Для детализации литературы об отдельной персоне введен План расположения (ПР), деления которого могут быть использованы в сочетании с другими тематическими и формальными ОТД. Эти деления присоединяются без пробела после фамилии и инициалов персоны. Например: Илья Григорьевич Фихтенгольц: Библиографический указатель – 22.3д(2)Фихтенгольц И.Г.я1; Хокинг, Д. Быть Хокингом: история жизни Стивена Хокинга, рассказанная его женой – 22.3д(3)Хокинг С.,2.
Детализация ОТД д может быть использована при систематизации в тех разделах классификации, где персоналии выделены с помощью делений ПР или СТД. Например: Николай II и Александра Федоровна. Любовь, победившая смерть – 63.3(2)52‑8Николай II,2.
ОТД к. Типовые деления к1–к8 используются для выделения в отраслевых отделах каталогов и книжных фондов изданий о руководстве и управлении отдельными отраслями и сферами научной и практической деятельности.
Как правило, ОТД к1 и его подразделения наполняются за счет повторного отражения из отдела «67 Право. Юридические науки». Такому отражению подлежат законодательные и правовые акты по вопросам руководства и управления отраслями непроизводственной сферы. К подразделениям к1 относятся Законодательные и правовые акты как федерального значения (Конституция, законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления органов представительной власти), так и регионального значения. Например: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 67.401.121-328«2012» + 74.04к11(2Рос).
Кроме официальных документов, это могут быть изложения законов, указов, распоряжений и т. д., извлечения из этих документов, а также комментарии к ним. Например: комментарии к статьям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – 67.401.124-328«2011» + 51.1(2Рос)к11.
С ОТД к2 и его подразделениями систематизируются работы о деятельности аппарата управления, его отдельных звеньев, включая органы местного самоуправления, и их подзаконные акты (постановления, распоряжения и т. д.). Однако подход к систематизации иной – такие издания отражаются только в отраслевых отделах классификации. Например: сборник, включающий официальные документы и статьи об управлении физической культурой и спортом, получит индекс 75.4(2Рос)к2я43; управление физической культурой и спортом на муниципальном уровне в Московской области – 75.4(2Рос-4Мос-2)к22.
Инструкции и нормативно-производственные издания, регламентирующие организационные или технологические процессы, издаваемые министерствами и ведомствами, с помощью типового деления к2 не систематизируются.
Литература по экономической науке в целом, отдельным экономическим наукам, экономике отдельных отраслей хозяйства, включая экономику социально-культурной (непроизводственной) сферы, собирается в соответствующих подразделениях отдела «65 Экономика. Экономические науки». Издания, в которых рассматриваются вопросы теории и практики отдельной отрасли непроизводственной сферы в целом, а также отдельные вопросы, темы и проблемы экономического характера, повторно отражаются в отраслевых отделах классификации с помощью ОТД к94, если для них не предусмотрены ОТ, ПР или СТД. Например: экономика библиотечного дела – 65.497.8 + 78.34к94; организация оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях 65.495 + 51.1(2Рос)к94.
Литература о финансировании, кредитовании, организации расчетов, учете (в целом, бухгалтерском, оперативно-техническом) собирается в соответствующих подразделениях отдела 65. Например: вопросы финансирования здравоохранения в России – 65.261.55(2Рос); бухгалтерский учет в образовательном учреждении – 65.052.254.97.
Литература по статистике отраслей непроизводственной сферы систематизируется с помощью ОТД к95, если в таблицах ББК для нее нет основного места, а также если не используется альтернатива, предложенная в методическом указании классификационного деления «60.65 Отдельные отраслевые статистики».1 Например: медицинская статистика отражается с помощью ПР – 51.1(2Рос),02; состояние и тенденции развития статистики образования – 74.04к95.
ОТД к95 не используется для систематизации литературы по применению статистических методов в отдельных отраслях знания.
ОТД р. Типовое деление р применяется для обозначения литературы по дидактике, истории и организации преподавания отдельных отраслевых дисциплин в системе профессионального образования. С помощью ОТД р выделяются общие проблемы и задачи профессионального образования в отдельных отраслях, система мероприятий по подготовке кадров специалистов, содержание и методика преподавания или самостоятельного изучения отдельных дисциплин, методические пособия для преподавателей и др.
Литература о педагогических и организационных проблемах, истории профессионального образования в целом безотносительно конкретной отрасли собирается в соответствующих подразделениях 74.4. Работы о подготовке научных работников безотносительно конкретной отрасли относятся к разделу «72.6 Ученые. Научные работники».
Литература, в которой рассматриваются вопросы подготовки кадров отдельных специальностей (за исключением военной подготовки и духовного образования), систематизируется с помощью ОТД «р Изучение и преподавание науки, предмета. Профессиональное образование» и его подразделений. Например: подготовка специалистов в области геологии – «26.3р3 Высшее геологическое образование».
Произведения о научно-исследовательской работе кафедр вузов систематизируются с помощью ОТД л3. Например: сборник научных трудов кафедры итальянского языка факультета иностранных языков МГУ – 81.473.1л3я43, где я43 уточняет вид издания – сборник.
Сборники студенческих работ и труды научных студенческих конференций систематизируются под ОТД я43 и я431. Например: материалы студенческой научной конференции по вопросам развития сельского хозяйства – 4я431.
Под ОТД р10, р20 и р30 издания систематизируются с помощью таблицы СТД. Работы о содержании и методике преподавания науки (предмета) в отдельных образовательных учреждениях также систематизируются с ОТД р10, р20 и р30, а не под делениями р11, р21, р31. Например: организация научно-исследовательской работы студентов на кафедре физики – 22.3р30-278; методика преподавания физики в МГУ – 22.3р30-2.
Работы о преподавании и изучении дисциплины как непрофильной систематизируются под индексом этой дисциплины. Например: особенности преподавания общественных наук в спортивном вузе – 60р30.
Литература об изучении каких-либо вопросов одной научной дисциплины в курсе другой дисциплины систематизируется под индексами рассматриваемых вопросов, а не под индексом преподаваемой дисциплины. Например: изучение экономических проблем в курсах технических дисциплин – «65р30 Изучение и преподавание экономики в вузе».
Под ОТД р10, р20 и р30 систематизируются также учебные пособия, предназначенные одновременно и преподавателям и учащимся. Подобные издания повторно отражаются в соответствующих подразделениях ОТД я7. Например: учебное пособие по методологии и инновационному обучению математике в вузе, предназначенное и студентам и преподавателям, следует отразить следующим образом – 22.1р30-2 + 22.1я73-1.
Под ОТД р10 не систематизируются работы о преподавании отдельных общеобразовательных дисциплин в системе начального профессионального образования. Подобные издания собираются в соответствующих подразделениях «74.26 Методика преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе».
Литература, в которой отдельные вопросы преподавания рассматриваются на основе опыта отраслевого образовательного учреждения вне связи с особенностями изучения определенной дисциплины, систематизируется в соответствующие подразделения 74.4. Например: организация учебного процесса на основе информационных технологий в любом вузе получит индекс «74.480.24 Процесс обучения».
Под ОТД р8 систематизируется литература о всех формах повышения квалификации, в том числе и о повышении квалификации кадров конкретных профессий на производстве. Например: подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве – 30р8(2Рос).
ОТД р8 используется также и для литературы о дополнительном образовании в отдельных областях знания. Например: программы для дополнительного образования для специалистов лесного комплекса – 43р8. Сборники программ для дополнительного профессионального образования без уточнения профиля изучаемых дисциплин собираются в подразделениях 74.4 в соответствии с уровнем образования. Например: дополнительное профессиональное образование специалистов – 74.484.78.
Обращаем внимание, что в связи с изменениями методики систематизации литература о подготовке или переподготовке преподавателей, работы об изучении отдельных предметов будущими педагогами относятся к отраслевым отделам ББК, где выделяются с помощью ОТД р. Например: методическая система подготовки учителя физики в вузе – 22.3р30-2. Литература общего характера о подготовке педагога-предметника отражается под индексом 74.489.8.
ОТД я7. С помощью ОТД я7 отражаются учебные издания, содержащие систематическое изложение конкретной учебной дисциплины, соответствующие учебной программе, допущенные или рекомендованные к использованию в образовательных учреждениях определенной ступени обучения. Исключение составляют сборники сочинений школьников, которые условно отнесены к учебным изданиям.
Учебные издания систематизируются по содержанию независимо от профиля образовательного учреждения. Например: курс химии для авиационных специальностей вузов получит индекс «24я73 Учебные издания для высшей школы по химии».
Руководства, предназначенные для специалистов или для студентов и специалистов одновременно, систематизируются в соответствующие подразделения ББК непосредственно под индексами ОТ, ПР и СТД. Например: практическое пособие по частной хирургии для студентов медицинских вузов и врачей – «54.57 Хирургия отдельных областей, систем и органов».
Азбуки для детей в стихах и картинках систематизируются в раздел языкознания. В связи с тем, что подобные издания служат обучению навыкам чтения, они могут рассматриваться как учебные пособия в помощь освоению соответствующего языка дошкольниками. Например: издание, содержащее русский алфавит, азбуку и стихи для дошкольников получит индекс «81.411.2я701 Азбуки и буквари. Русский язык», Хантыйская азбука в стихах – «81.665.1я701 Азбуки и буквари. Обско-угорские языки».
1 Отдельные отраслевые статистики могут отражаться в подразделениях индекса 60.65, который используется как альтернативный. Детализация производится с помощью наращения индекса 60.65 первыми цифрами обозначения соответствующего отраслевого отдела, например, «60.657.4 Статистика образования». Исключение составляют статистика населения (60.72) и экономическая статистика (65.051).